ПОЛИРОВКА И ЗАЩИТА
КУЗОВА
Сохранить
лакокрасочное покрытие кузова позволяют полироли и различные средства защиты. Их
можно наносить самостоятельно, но придать автомобилю по-настоящему блестящий
вид может только профессиональная обработка, с использованием специальных
материалов и технологий.
Общие сведения.
Внешний вид автомобиля во многом зависит от его
лакокрасочного покрытия, которое изначально предназначено для защиты металла от
коррозии. она состоит не
только из краски и лака. При изготовлении машины кузов подвергают многослойной
обработке, включающей: нанесение фосфатной пленки, шпатлевки (в необходимых
случаях), грунтовки и только после этого одноцветной или базовой эмали и
прозрачного лака.
Однако это многослойное покрытие кузова не может
обеспечить полную защиту металла от коррозии на весь срок службы автомобиля,
потому что лакокрасочные слои имеют микроскопические поры, образующиеся в
процессе производства и эксплуатации. Влага, кислоты и соли постепенно
проникают в них и начинают разрушительный процесс электрохимической коррозии. сначала появляются небольшие
ржавые пятнышки, которые постепенно разрастаются, образуя более значительные
очаги коррозии, а затем и сквозные дыры.
Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля
поверхность лакокрасочного покрытия неизбежно окисляется и повреждается,
покрываясь царапинами, микротрещинами, сколами и т.д. Это результат
механических повреждений, воздействий агрессивных веществ, солнечного излучения
и перепадов температур.
Иногда достаточно 2-3 лет, а то и меньше, для
появления очагов коррозии в местах, где лакокрасочное покрытие ослаблено или
повреждено. Для увеличения срока его службы необходима регулярная обработка
поверхности с помощью автомобильных полиролей и других средств защиты.
Виды полиролей.
Полироли – это пастообразные вещества или эмульсии,
представляющие собой смесь восков, силиконов, силиконовых смол и т.д. В их
состав могут входить нерастворимые красители и пигменты, восстанавливающие
первоначальный цвет кузова, наполнители, маскирующие локальные потертости и
царапины, восстанавливающие первоначальный блеск лакокрасочного покрытия.
Полироли по назначению могут быть:
- восстановительными,
имеющими в своем составе очищающие средства и абразивные частицы,
- защитными, содержащими консервирующие добавки,
блокираторы ультрафиолета и вещества, придающие лакокрасочному покрытию
необходимый блеск.
- комбинированными, включающими в себя консервирующие, абразивные, красящие и другие
компоненты.
По составу полироли можно разделить на следующие
виды:
1. Восковые – наиболее дешевые и
удобные для осуществления полировки. Они обеспечивают эффективную защиту и
прекрасный внешний вид лакокрасочного покрытия. Лучшими из них считаются
полироли, содержащие натуральный воск (пчелиный или растительный «carnauba»). Основной недостаток –
недолговечность. Такие защитные покрытия способны выдержать всего несколько
моек автомобиля. Кроме того, они имеют высокую вязкость и поэтому их трудно
наносить и растирать.
2. Силиконовые – менее вязки, чем
восковые, и позволяют обработать автомобиль в наиболее короткое время и
наименьших трудозатратах. Недостаток тот же – небольшая долговечность.
Силиконы, как и воски, разлагаются под воздействием агрессивных веществ и
ультрафиолетового излучение солнца. Пленка полиролей становится тоньше и
разрушается, теряя защитные свойства и внешний вид.
3. Полимерные
– обеспечивают надежную защиту лакокрасочных покрытий наиболее длительное
время. Эти защитные средства намного дороже восковых или силиконовых, и их
нанесение требует значительно большего времени и труда.
как правило, они не поступают в розничную торговлю и
наносятся в специализированных автосервисах.
4. Цветообогащенные – включают в себя красители
(пигменты), соответствующие по цвету покрытию автомобиля.
они не обладают достаточной стойкостью и требуют
дополнительного покрытия защитной полиролью (если это не комбинированный
препарат).
5. Очистительно-восстановительные
содержат особо химические соединения и тонкие абразивные вещества. Они
позволяют удалить окислившиеся частицы эмали (придающие лакокрасочному покрытию
тусклый вид), трудно выводимые пятна, небольшие царапины и потертости. Для
покрытий «металлик» и «перламутр» должны использоваться свои виды
очистителей-восстановителей. после
применения такого вида полироли поверхности необходимо покрыть каким-либо видом
защитной полироли, иначе она быстро потускнеет.
6. Абразивные – предназначены для
предварительной обработки сильно поврежденных мест лакокрасочных покрытий и
восстановления их декоративных свойств со снятием определенной части верхнего
слоя. работа с такими
полиролями требует определенных навыков, так как существует опасность полного
удаления краски до грунтовки. после абразивной обработки поверхность
обрабатывают слоем защитной полироли. Для красок «металлик» и «перламутр»
применяют специальные абразивные полироли, так как полировке подвергается
верхний слой прозрачного покрывного лака.
Профессиональная
обработка.
Многие автосервисы предлагают свои услуги по
полировке автомобилей, используя как общедоступные полироли, так и специальные,
профессиональные составы, например, полимерные. От этого зависит стоимость
работ и долговечность защитного слоя. нанесение полимерных материалов связано с соблюдением
определенных технологий и использованием специального оборудования.
Перед нанесением таких составов машина подвергается
предварительной обработке. сначала
ее тщательно моют. Затем покрывают
специальными очищающими составами и
снова моют, поэтапно удаляя, таким образом, загрязнения от мельчайших трещин и
пор лакокрасочного покрытия. Высушенная
поверхность обеспечивает хорошую адгезию (сцепление) с защитной пленкой,
которая заполняет все поры и микротрещины и полностью полимеризуется в течение
суток. В зависимости от качества
проведения работ и свойств используемых материалов такая обработка, возвращая
изначальный цвет и блеск, надолго обеспечивает защиту лакокрасочного покрытия.
Некоторые специализированные сервисы гарантируют сохранность нанесенного защитного слоя в течение
нескольких лет.
Новые и слегка обветренные автомобили
подвергают вышеописанной предварительной обработке и наносят полимерный
защитный слой.
Старый и
сильно поцарапанные автомобили или машины с некачественно
окрашенными кузовными деталями, имеющими различные дефекты (подтеки, сорность,
напыли и т.д.), после устранения смолисто-битумных загрязнений, тщательной
мойки и сушки подвергают восстановительной обработке в три этапа:
1. Черновая
обработка, при которой устраняются потертость, блеклость, помутнения и
неглубокие царапины (с последующей мойкой для устранения остатков применяемых
материалов).
2. Чистовая обработка с применением
специальных паст, в процессе которой исправляются мельчайшие шероховатости,
оставшиеся после первого этапа.
3. Финишная
обработка удаляет оставшиеся разводы и максимально сглаживает все
неровности.
Затем, как в случае с новыми автомобилями,
наносится полимерный защитный слой.
Самостоятельная
полировка.
При выборе материалов следует учесть состояние
лакокрасочного покрытия и его возраст.
- если автомобиль
новый или почти новый, то применяется защитная полироль для новых
лакокрасочных покрытий, способная создать длительный и устойчивый блеск;
- «обветренные»
покрытия вначале обрабатывают полиролью, содержащей тонкие абразивы для
удаления мелких царапин;
- при наличии
глубоких повреждений и для старых автомобилей первичную обработку проводят
с помощью полиролей, содержащей более
агрессивный абразив.
Следует отметить, что современные абразивные
полироли годятся не только при механической обработке поверхностей, но и
достаточно эффективны при полировке вручную. В продаже имеется широчайшая
номенклатура различных одно- и двухкомпонентных материалов для обработки кузова
автомобиля:
- жидкие полироли используют для нанесения на
горизонтальные поверхности;
- пастообразные составы применяют для обработки
вертикальных поверхностей, например, крыльев и дверей;
- аэрозоли наиболее удобны в работе, но обходятся
дороже, так как часть баллона занимают растворитель и пропеллент (летучее
вещество).
Обработку
полиролью проводят в соответствии с прилагаемой инструкцией
и соблюдением следующих особенностей:
- прежде всего машину надо
тщательно вымыть и полностью просушить, по возможности продув сжатым воздухом
все места, откуда может вытекать или капать вода (если такая возможность
отсутствует, следует воспользоваться услугами автомойки).
- полироли на основе воска нельзя наносить под прямыми
лучами солнца, иначе они утрачивают защитные свойства.
- полировку желательно проводить в помещении, так
как пыль и песок могут попасть на кузов, что приведет к появлению царапин.
- густые и пастообразные полироли наносят с
использованием губки из поролона, а жидкие
при помощи поролона, обтянув его махровой тканью, и полируют куском
мягкой ткани или замши.
-полироли наносят ровным тонким слоем и делают
паузу для ее подсушки до образования матового налета (самая распространенная
ошибка – это использование для одной операции большого количества состава, так
как в этом случае полировка требует больше усилий).
- круговыми концентрическими движениями или
последовательно чередуя вертикальные и горизонтальные движения,
обрабатывают поверхность до блеска (в
конце обработки мягкая ткань или замша должны абсолютно легко скользить по
поверхности).
- за один подход обрабатывают только одну деталь
(капот, крышу, крыло и т.д.).
Снимать остатки полироли эффективнее всего и
использованием специальных бумажных салфеток, но можно применить тонкую
хлопчатобумажную ткань. как
при нанесении полироли, это следует делать только круговыми движениями, очищая
последовательно одну деталь за другой. Во всех труднодоступных местах и с
кромок деталей остатки полироли удаляются с помощью салфетки.
Для придания окончательного блеска чистой мягкой
тканью или замшей круговыми движениями тщательно полируют поверхность каждой
детали кузова.
Рекомендации.
Для защиты лакокрасочного покрытия и сохранения его
блеска при постоянной круглогодичной эксплуатации автомобиля желательно:
- при самостоятельной полировке обновлять защитное
покрытие каждые 1-1,5 месяца и обязательно – перед первыми осенними холодами.
- в случае профессиональной обработки, проводить
профилактические работы или повторную обработку кузова в зависимости от его
состояния, но не реже, чем рекомендуют специалисты.
Автомобиль желательно мыть только с использованием
предназначенных для этого шампуней. лакокрасочное
покрытие будет служить дольше, если:
- не мыть автомобиль при температуре воздуха ниже 0°С, а так же выезжать из теплого помещения в мороз с мокрым
кузовом.
- не мыть холодный кузов горячей водой, а нагретый
– холодной, т.е. не создавать резкий перепад температуры на лакокрасочных
покрытиях.
- не мыть машину на ярком солнце – сильные перепады
температур при попадании воды на горячий капот и другие элементы кузова
приведут к образованию микротрещин в лакокрасочном покрытии.
- не удалять с кузова даже небольшой слой пыли и
грязи не только сухой, но и влажной тряпкой.